Shou Sugi Ban — японская техника для сохранения древесины, которая берет свое начало в 18 веке. Этот процесс предназначен специально для кедра, но работает с многими другими видами древесины, такими как кипарис, ясень, дуб, клен, сосна и т.д. Поверхность дерева обрабатывается с помощью огня, и это сохраняет древесину, делая ее устойчивой к солнечному свету, воде и огню. Еще одно преимущество заключается в том, что этот процесс экологичный и уникальный. С помощью данного способа получается особый, неповторимый рисунок.
О производстве
Обжиг древесины по японской технологии



Черный сайдинг и вагонка очень часто встречается на современных проектах в Северной Америке и Европе, сейчас в России он также становится модным и современным, набирая популярность в загородном строительстве. На Западе подобный способ называют «Шо-суги-бан», но это неправильное прочтение слова 焼 杉 板, правильно читается как «якисуги-ита». Yakisugi изначально недорогой дизайнерский продукт, в отличии от того как это преподносится на Западе. Это классический строительный материал, используемый в Японии в течение многих столетий.



Япония традиционно является одной из самых передовых культур строительства из древесины, не только в деревообрабатывающем производстве, но и в дизайне и столярных изделий. Yakisugi — является проверенным временем способом защиты от непогоды, огня, насекомых и гнили. Эта устойчивая и красивая поверхность может внести яркие дизайнерские штрихи в рамках разумного бюджета.
Технология браширования (обработки поверхности древесины абразивными материалами) известна давно, но достаточно трудоемка и как правило имела либо ручное исполнение или примитивное исполнение в заводском варианте. И даже в таком исполнении браширование позволяет выделить натуральную красоту древесины, подчеркивая плавность структурных линий материала.
Термическое браширование позволило вывести технологию на совершенно новый уровень. Благодаря предварительной высокотемпературной обработке поверхность изменяет свою структуру и приобретает совершенно новые физические свойства. Последующее мягкое браширование и полировка позволяют выделить объемность естественного рисунка волокон без применения какой-либо дополнительной обработки синтетическими красками и морилками.

Обработанное огнем дерево приобретает нежный кофейный цвет, который сохраняет свою насыщенность более 50 лет без дополнительных подкрашиваний. Высокие температуры делают древесину неблагоприятной средой для бактерий, грибков и насекомых. Древесное волокно прошедшее предварительный обжиг не подвержено гниению без применения каких-либо химических средств. Отсутствие применения химических красителей позволяет обеспечить 100% экологичность данного отделочного материала. Браширование позволяет оставить на поверхности только наиболее твердые слои – значительно увеличивая износостойкость поверхности. Этот материал ранее доступный только в штучном, ручном исполнении теперь можно приобрести в любом требуемом количестве.

Yakisugi или ShouSugiBan является традиционным японским отделочным материалом. На западе часто именуемым шиплап или дизайнерской доской, внешняя поверхность которой была подвергнута обработке открытым огнем.
В Японии он обычно используется в сочетании с льняным или белым маслом в различных соотношениях для наружных и внутренних поверхностей стен.
Он устанавливается вертикально или горизонтально, а также часто используется в качестве косметической обрешеткой крыши на открытых карнизах.

Технология обжига
Шаг 1: Обжигаем дерево
Доски имеют различные узоры слоев древесины и различное содержание влаги. Это влияет на обжиг. Там, где рисунок более широкий и длинный, дерево быстрее обжигается. Существуют различные уровни обжига древесины. Для окрашивания Shou Sugi Ban достаточно легкого прикосновения огня.




Шаг 2: Подготовка поверхности к окрашиванию
Как только древесина остыла, необходимо подготовить ее для окрашивания. Аккуратно очищается верхняя поверхность дерева, снимается сажа и зола. Сильно надавливать на древесину нельзя, поскольку это оставляет на её поверхности видимые линии. Для более сильного обжига необходимо более агрессивно обработать поверхность проволочной щеткой, удаляя весь верхний слой золы.



Шаг 3: Окрашивание обожженной доски
Окрашивание доски осуществляется небольшими площадями. Важно вытереть краску до того, как она слишком сильно впитается.
- Кистью наносится слой морилки, и через 5-10 секунд протирается. В зависимости от различных предпочтений, используется больше или меньше краски.
- В тех местах, где нужно получить рисунок натурального дерева, используется наждачная бумага с зернистостью 220. Идеальное место – это изгибы рисунка дерева.
- Шлифовка происходит аккуратно, чтобы был виден контраст, но в то же время все выглядело естественно.
- Для получения желаемого вида текстуры дерева, можно экспериментировать со шлифованием и менять нажим.
- Для того, чтобы подчеркнуть цвет и текстуру дерева, наносится несколько слоев полироли.




Варианты окраски обожженной доски







